14.05.2018|19:01

Инклюверсариум. В школе Ханты-Мансийска создают возможности для инвалидов

Еще совсем недавно для 8-летнего Максима, имеющего статус особенного ребенка, урок русского языка становился настоящим мучением.
В новом учебном году мальчик стал заниматься на компьютере со специально адаптированной клавиатурой. Такая возможность появилась, благодаря работе сетевого центра инклюзивного образования «Инклюверсариум», расположенного в общеобразовательной школе № 4 окружной столицы.
Испытано на себе
Ключевая цель центра — создать инфраструктурную модель — образец современной школы с возможностями учебы для инвалидов и распространить данный опыт не только в Югре, но и в других регионах России. Об этом директор школы № 4 Василий Репский рассказал коллегам на окружной конференции, состоявшейся в Ханты-Мансийске и посвященной внедрению федеральных стандартов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Сегодня в школе обучают 1363 ребенка, 86 из которых — с ОВЗ. Таким ученикам правительство региона и педагоги школы оказывают колоссальную поддержку. «Важно, что сегодня со всей страной мы идем в одном направлении в организации специального образования. Инклюзивная среда должна принимать в свои ряды детей с ограниченными возможностями здоровья и учитывать конкретные виды нарушений, предпринимая системные изменения образовательного процесса», — сказал Василий Репский.
По словам директора, лаборатории, созданные Институтом развития образования Югры на своей базе, позволили получить доступ к качественному образованию для тех ребят, кто «по старинке» занимался с учителями дома, а также создать прямо в школе рабочие зоны для детей с разными образовательными запросами.
«Мы адаптировали пространство учебных кабинетов с учетом конкретных нарушений здоровья того или иного ребенка. Новым оборудованием оснастили кабинеты педагога-психолога, учителей логопеда и дефектолога, что позволило более эффективно вести коррекционно-развивающую работу. Специальный инвентарь можно активно задействовать не только в работе с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, но и в большой профилактической работе, направленной на ребят, входящих в группу риска», — пояснил он.
Например, ребенок с нарушением зрения может четко видеть изображение, которое отображается на мониторе, а специально оборудованные стулья и парты позволяют ребятам с проблемами опорно-двигательного аппарата чувствовать себя комфортно. «Инклюверсариум» состоит из четырех лабораторий. Прежде всего, это психолого-педагогическая помощь, профориентация обучающихся с ОВЗ, работа с профессиональными навыками педагогов и консультации с родителями. Центр создал такие условия в общеобразовательной школе, чтобы дети, педагоги и родители смогли воспользоваться оборудованием нового поколения и потом поделиться этим успешным опытом с другими городами округа.
Открыты для всех
Педагоги дополнительно получают информационную и методическую помощь от центра. «Мы — открытая площадка. Почти каждый день проводим различные курсы и семинары повышения квалификации. Наша задача — создать условия для каждого ребенка. Вы знаете, это дорогого стоит, когда ты смотришь, как учитель подхватывает ребенка с коляски и ведет его к доске, чтобы он что-то написал. Готовность педагогов работать по этой программе — вот что действительно важно», — подчеркнул Василий Репский.
Обычные ученики также не остаются в стороне, с удовольствием не только играют на переменах со своими «особенными» одноклассниками, но и всячески поддерживают их.
«Был интересный случай во время учебной пожарной эвакуации. Чтобы быстрее выйти, ребята всем классом одевали девочку, которой требовалась дополнительная помощь. Дети не сторонятся ребят с инвалидностью. Наоборот, участливо относятся к ним», — говорит директор.
Ассистент — значит, друг
Еще одно важное и интересное нововведение школы — две новые штатные единицы — ассистенты инвалидов. Поддержка таких специалистов требуется 19 ребятам с проблемами опорно-двигательного аппарата, передвигающимся на инвалидных колясках. Другие школы практически не вводят в штат таких специалистов. Хотя, по закону, ассистентов инвалидам выделяет социальная служба. «Мне удалось найти двух людей, которые сегодня работают официально. Большую помощь оказывают и сами родители, также поддерживающие своих детей. В 2017 году вышел профессиональный стандарт этой должности, где прописаны требования к квалификации. Главное — должен быть инструктаж на рабочем месте. Специальных знаний или образования не требуется. Это работа — не из легких, и к тому же, низкооплачиваемая», — пояснил Василий Репский.
Альфия Нугманова работает ассистентом инвалида вот уже полгода. В своей работе главными качествами считает терпение и любовь к детям. В ее обязанности входит сопровождение ребенка во время перемен, совместное посещение столовой и уборной комнаты. «Я помогаю готовиться к урокам, меняю учебники. Ранее подобного опыта работы с такими детьми у меня не было. Признаюсь, первое время был страх поднять ребенка с инвалидной коляски или покормить. Сейчас уже привыкла. Мне нравится работать с этими ребятами, ведь они очень доброжелательные».
По всем направлениям
Опыт развития системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на примере проекта «Инклюверсариум» отметила губернатор Югры Наталья Комарова на одном из заседаний Совета по делам инвалидов. Глава региона поручила департаменту образования и молодежной политики обобщить положительный опыт педагогических практик по инклюзивному образованию, в том числе, наработанных при реализации этого проекта.
«Работа органов власти с людьми, имеющими ограничения по здоровью, требует постоянной сверки с их потребностями», — сказала Наталья Комарова. Правительство региона инициировало целый комплекс мер и программ, направленных на поддержку людей с ОВЗ.
Это индивидуальные программы реабилитации, создание доступной среды в учреждениях и на улицах городов и поселков, инклюзивное образование, развитие адаптивного спорта, создание рабочих мест для инвалидов и поддержка проектов и инициатив общественных организаций, работающих с этой категорией людей. К слову, в 2017 году 11 некоммерческих организаций Югры получили президентские гранты на реализацию проектов в сфере социальной поддержки людей с ограничениями здоровья. Среди них — такие программы как «Дети дождя» (сопровождаемое проживание в г. Сургуте молодых людей с ментальными нарушениями), «Я учусь жить» (программа социальной инклюзивной адаптации для детей и подростков с ментальными нарушениями) и многие другие.

Источник: https://news.rambler.ru/education/39841807-inklyuversarium-v-shkole-hanty-mansiyska-sozdayut-vozmozhnosti-dlya-invalidov/

  Опубликовать
Комментарии
Текст комментария
Другие новости в рубрике «Образование»
Тюменский университет начнет готовить специалистов по освоению Арктики 09/08, 19:00
ХАНТЫ-МАНСИЙСК, 9 авг — РИА Новости. Тюменский индустриальный университет запустит образовательную программу по подготовке специалистов, которые будут востребованы в Арктике, практическим полигоном станет Ямало-Ненецкий автономный округ, сообщает пресс-служба вуза. В…
В Ханты-Мансийске начали свою работу пункты приёма канцелярских принадлежностей к началу учебного года для школьников и студентов Забайкальского края из… 27/07, 15:00
Молодогвардейцы Югры открывают пункт сбора гуманитарной помощи для жителей Забайкалья. «Сейчас у нас работают два пункта в Ханты-Мансийске, один в региональном отделении Партии „ЕДИНАЯ РОССИЯ“, второй в Центре поддержки гражданских…
Лучшая спортивная школа России в Ханты-Мансийске! 06/07, 19:00
27 июня 2018 года в Президент-отеле в Москве в рамках XLIX научной конференции, организованной Международным Форумом «Инновации и развитие», прошло награждение по итогам Всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и учреждений…
В Ханты-Мансийске чествовали «золотых» медалистов 22/06, 23:00
В концертно-театральном комплексе «Югра-Классик» поздравляли юных хантымансийцев, достигших особых успехов в учебе.
Вопросы духовно-нравственного воспитания детей обсуждают сегодня в окружной столице 12/04, 19:00
В школе №4 проходят первые городские образовательные чтения педагогических работников по программе «Социокультурные истоки в начальном общем образовании».
Ханты-Мансийск готовится встретить участников XIV Межрегиональной научно-практической конференции имени А. А. Дунина-Горкавича 12/04, 11:00
Мероприятие по традиции пройдет в честь дня рождения лесовода и краеведа Западной Сибири в Ханты-Мансийске на базе Югорского государственного университета 13 апреля 2018 года.

Интервью

Главное за сутки

Сегодня в кино
Кристофер Робин
Все сеансы закончились
Судная ночь. Начало
15:00
Шпион, который меня кинул
17:40, 22:40
Мег: Монстр глубины
16:55, 20:00, 21:15 еще
В поисках йети
Все сеансы закончились
Зло
23:20
Аксель
15:30, 19:50
Mamma Mia! 2
16:30, 17:50, 19:05 еще
Слендермен
14:40, 18:40, 22:20
Вся афиша Ханты-Мансийска на сайте
hm.4geo.ru/afisha/